Церква Успіння Богородиці, XVII ст.
Фото Олени Крушинської, квітень 2008 р.
Фото Карела Кучі (http://kostelyazvonice.wz.cz), травень 2006 р.
Церква на фото 2006 р. (ліворуч, Томаш Главачек) і 2008 р. (Олена Крушинська)
Фрагмент композиції "Страшний суд". Рай зображено у вигляді ренесансного замку
з вежами і бійницями. Унизу під композицією йде напис «Раб божий Юра Петришинъ сее второе пришествие
дал змальовати за здравие свое и за отпущение грихов року божого 1662»
Фрагмент композиції "Страшний суд"
Грішники в пеклі. Фрагмент композиції "Страшний суд"
Частина іконостасу була зображена у вигляді стінопису, як це нерідко робили у дерев'яних церквах
[Поп И.И., Поп Д.И. В горах и долинах Закарпатья. -
М.: Искусство, 1971 г., с.80-82]:
В пяти километрах на юг от Королева поднимается предгорье Гутинского
хребта. У подножия одной из его вершин (Фрасино), ореди холмов, сплошь
покрытых виноградниками и садами, раскинулось село Новоселица. В центре
его на невысоком холме расположен построенный в 1654-1656 годах
небольшой храм со стремительно поднимающейся ввысь квадратной башней,
увенчанной острым шпилем, вонзающимся в голубой небосвод.
Здесь мы встречаемся с первым памятником деревянного зодчества, несущего
в себе элементы готики, свидетельствующие о взаимосвязях украинской
архитектуры с архитектурой соседних народов - словаков, чехов, венгров,
немцев, в частности с немецкой каменной готикой Трансильваиии. Но
народные зодчие Закарпатья заимствовали только то, что подходило
характеру дерева и что соответствовало их представлениям. Поэтому
художественные формы в данном случае неразрывно были связаны с техникой.
Исследователь зодчества Марамороша и Трансильвании Г.Ианеску пишет об
этих памятниках:
«Понимание возможностей, заложенных в свойствах дерева и приемах его
обработки, умелая и искусная интерпретация готических образцов помогли
народным зодчим Марамороша создать свежие и легкие формы, не имеющие
себе равных в камедной готической архитектуре Трансильвании».
Высокая двускатная крыша, стройная башня над бабинцем с подсебитьем,
шпиль, естественно вырастающий из небольшой восьмигранной крыши,
устремленность ввысь всей постройки - все это говорит о том, что храм в
Новоселице вовсе не является неуклюжим подражанием, ибо в нем
действительно чувствуется дух готики. Большая тень низкого опасанья,
темный цвет дубовых бревен придают зданию таинственный вид.
Если во внешнем образе Успенской церкви в Новоселице чувствуется
напряженность взлета, стремительность, то в интерьере храма, где
сохранилось трехчастное деление, воцаряется атмосфера торжественности и
покоя. Здесь внимание привлекают несколько старых икон, но наибольшую
художественную ценность имеют остатки росписей в нефе, сделанные в 1662
году. Из них хорошо сохранилась только сцена «Страшного суда». Народный
художник, не лишенный чувства юмора, использовал эту тему для
сатирического изображения пороков общества и тех, кто, по его
представлению, заслужил публичного осмеяния. Наиболее интересен «Рай»,
изображенный в виде ренессансного замка с башнями и бойницами.
[ПГА, т.2, с.178-179]:
Деревянная, построена из дубовых брусьев. Очень маленькая с равноширокими срубами бабинца и нефа, перекрытыми
одной крутой крышей. Восточная часть, более узкая и низкая, также прямоугольная в плане, перекрыта отдельной крышей,
сливающейся с поддашием над заломом основного сруба. Башня над бабинцем, квадратная в плане, завершается высоким
шпилем с фартуком, опирающимся на лодсебитье, декорированное вертикальной шалевкой с порезкой.
Все кровли и стены башни покрыты дубовым лемехом. Косяки входных дверей
украшены плоской резьбой
в виде «веревки», зубчиков и «солнц». Стены и свод центрального
объема расписаны во второй половине XVIІ в.
художниками галицкой живописной школы и в XVIII в. - местными
закарпатскими художниками. Росписи выполнены в
технике клеевой живописи.
Памятник относится к выдающимся произведениям украинского народного
зодчества и живописи.
Памятник реставрирован в 1979-1980 гг., росписи реставрированы в
1979-1981 гг. (архитекторы Г.П. Крук, И.Р. Могытыч, художники
Г.П.Друзюк, Л.С.Скоп, Н.А. Скрентович, Н.И. Слипченко).
К юго-западу от сооружения расположена колокольня каркасная,
прямоугольная в плане, двухъярусная. Дубовые конструкции каркаса в двух
ярусах вертикально ошалеваны досками. Нижний ярус расширен. Шатровое
завершение колокольни и вынос крыши перекрыты лемехом. В шалевке
верхнего яруса прорезаны овальные голосники (по одному с каждой стороны
колокольни).
Матеріал з http://www.derev.org.ua/zakarp/novoselytsia.htm Подяка автору вказаного сайту Олені Крушинській за наданий дозвіл на розміщення матеріалу.
|